Крымско-татарская свадьба представляет собой яркий, зрелищный, многолюдный праздник с соблюдением всех самобытных обычаев народа. Свадебная обрядность крымских татар, как и у большинства других народов, разделяется на три основных периода: предсвадебный, свадьбу и послесвадебный.
Сватовство у крымских татар
Перед свадьбой молодым нужно было пройти ряд этапов:
- знакомство и выбор невесты;
- «сёз кесим» – сватовство;
- «агъыр нишан» – обручение;
- жертвоприношение;
- «дува» – молебен;
- прощальный вечер в доме невесты;
- обряд окрашивания хной невесты.
На выбор супругов большое влияние оказывала репутация семьи и общественное мнение. Ценилось богатство семьи, но не только оно, важна была «порода», её корни.
Близкие по крови браки никогда не допускались у крымских татар. Заглядывали далеко в родословную, чтобы не жениться на троюродной кузине, иначе, крепкого потомства не видать.
Если родители одобряли выбор сына, то в дом потенциальной невесты засылали сватов. Сёз кесим был решающим этапом выбора невесты, после чего уже не за горами была крымско-татарская свадьба. Сватами выбирались уважаемые люди.
У крымских татар исторически было запрещено насильно выдавать замуж.
Во время визита сватов невеста стояла за ширмой и сама провозглашала – согласна она или нет. После троекратного вопроса сватов в случае согласия она показывала родителям из-за ширмы кончик платья, а при несогласии хранила молчание, отцу же приходилось находить предлог для отказа. Если девушка и родители соглашались, то она вручала послам собственноручно вышитый платочек. Те же взамен передавали ей подарок от жениха:
- платье;
- платок;
- золотое кольцо;
- отрез ткани.
То есть помолвка происходила при обоюдном согласии сторон. Чуть позже заключался агъыр нишан – сваты приносили узел с подарками для невесты и её родственников, вплоть до грудных детей. Подарки для невесты обычно бывали золотые. А родственники невесты готовили свои подарки для семьи жениха.
Подготовка к свадьбе
Затем обе стороны начинали подготовку к свадьбе. Невеста с родными и подругами готовили приданое. За два дня до свадьбы в присутствии свах жениха проводился ритуал с хной, а затем для них накрывали стол. После застолья разводили хну, а подруги невесты пели обрядовую песню.Хной невесте окрашивали кончики пальцев (обычно рук, но кое-где и ног) и волосы – это действо схоже со свадебной традицией Азербайджана. В канун свадьбы в доме невесты был прощальный вечер, где были и представители жениха, но без него. В комнате для приданого им могли поинтересоваться гости. Прощание проходило с песнями и танцами до утра, а наутро подъезжала подвода за невестой и приданым от жениха.
Крымско-татарская свадьба
Никях (сама свадьба) в некоторых районах происходил в доме невесты. После облачения в свадебный наряд невеста прощалась с матерью, а та её благословляла. Затем отец опоясывал дочь серебряным поясом. После этого укрытую марамой невесту усаживали в празднично украшенный фаэтон, где сидел маленький мальчик, держащий в руках Коран. Фаэтон сопровождали подводы с приданым и близкими родственниками, вся процессия направлялась в дом жениха, где и происходил «той» - свадебный обряд.
Раньше он растягивался на неделю, а потом сократился до 3 дней.
Возвещали о предстоящей свадьбе всадники, которым мать жениха перебрасывала через плечо полотенце.
Все ожидали прибытия невесты. У ворот дома жениха свадебный поезд встречали маршем музыканты. Невесту в дом жениха вводили близкие родственники, а его родители встречали её у дверей. Мать жениха посыпала девушку монетами, сладостями, пшеницей. Мальчик, вёзший Коран, получал за него большой подарок. Невесту отводили в комнату, где свершался никях, если он уже не был совершён в доме невесты. После этого начиналась собственно свадьба. Гостей на столах ждали:
- сарма;
- чебуреки;
- шашлыки;
- долма;
- отварное мясо;
- печенье курабье и т. д.
Мать жениха направлялась в комнату невесты, старшая из сопровождающих последней приоткрывала для неё покрывало, а свекровь клала в рот невестке какую-нибудь сладость. Выпив кофе, она уходила, а затем присылала в эту комнату угощение.
«Головы жениха»
Когда невеста уже прибыла в дом жениха, его приближённые, называемые «головами жениха», начинали готовиться брить его (жених к тому моменту должен был вернуться от родственников). Бритьё символизировало прощание с жизнью холостяка и переход в иной социальный статус. С помощью друзей жених затем переодевался, после чего обходил родителей и всех присутствующих стариков и каждому целовал руки. Отец с матерью благословляли жениха, а отец водружал ему на голову шапку. Одновременно с этим в комнате для жениха и друзей накрывался стол.
Насытившись угощением, молодёжь выходила во двор с музыкантами, где исполняла песню: «Выходи, жених!», несколько раз её повторяя. Наконец, жених выходил и удалялся со свадьбы с друзьями на холостяцкую пирушку. Обычно развлекались они где-нибудь на природе, вдали от дома, устраивая различные соревнования.
Невесту после ужина отводили в комнату, где она совершала омовение и читала молитвы. Затем её переодевали в другое дорогое, красивое платье (подарок от жениха), а сверху набрасывали покрывало.
Случались курьёзы – пользуясь тем, что невеста была скрыта от всех покрывалом, родители невесты показывали младшую дочь, а на свадьбе подсаживали старшую. Но чтобы не нести убытков от затрат на свадьбу, «не ту невесту» родителям не возвращали.
Итак, невеста сидела за занавесом, ожидая жениха. Следовало застолье с песнями, танцами, разговорами, потом гости начинали расходиться. Жениха же подводили к невесте с песнями только около полуночи.
Наутро музыканты будили молодых. Те вставали, умывались, после чего жених присоединялся к молодёжи. А невесту окружали свахи, одевали её в ещё более дорогое платье, после чего давали сигнал, что она готова к появлению родителей мужа.
С сайта https://www.rutvet.ru