Крымско-татарская свадьба: обычаи и традиции

Крымско-татарская свадьба представляет собой яркий, зрелищный, многолюдный праздник с соблюдением всех самобытных обычаев народа. Свадебная обрядность крымских татар, как и у большинства других народов, разделяется на три основных периода: предсвадебный,  свадьбу и послесвадебный.


 

Сватовство у крымских татар

Перед свадьбой молодым нужно было пройти ряд этапов:

  • знакомство и выбор невесты;
  • «сёз кесим» –  сватовство;
  • «агъыр нишан»  –  обручение;
  • жертвоприношение;
  • «дува» –  молебен;
  • прощальный вечер в доме невесты;
  • обряд окрашивания хной невесты.

На выбор супругов большое влияние оказывала репутация семьи и общественное мнение. Ценилось богатство семьи, но не только оно, важна была «порода», её корни.

Близкие по крови браки никогда не допускались у крымских татар. Заглядывали далеко в родословную, чтобы не жениться на троюродной кузине, иначе, крепкого потомства не видать.

Если родители одобряли выбор сына, то в дом потенциальной невесты засылали сватов. Сёз кесим был решающим этапом выбора невесты, после чего уже не за горами была крымско-татарская свадьба. Сватами выбирались уважаемые люди.

У крымских татар исторически было запрещено насильно выдавать замуж.

Во время визита сватов невеста стояла за ширмой и сама провозглашала – согласна она или нет. После троекратного вопроса сватов в случае согласия она показывала родителям из-за ширмы кончик платья, а при несогласии хранила молчание, отцу же приходилось находить предлог для отказа. Если девушка и родители соглашались, то она вручала послам собственноручно вышитый платочек. Те же взамен передавали ей подарок от жениха:

  • платье;
  • платок;
  • золотое кольцо;
  • отрез ткани.

То есть помолвка происходила при обоюдном согласии сторон. Чуть позже заключался агъыр нишан – сваты приносили узел с подарками для невесты и её родственников, вплоть до грудных детей. Подарки для невесты обычно бывали золотые. А родственники невесты готовили свои подарки для семьи жениха.


Подготовка к свадьбе

Затем обе стороны начинали подготовку к свадьбе. Невеста с родными и подругами готовили приданое. За два дня до свадьбы в присутствии свах жениха проводился ритуал с хной, а затем для них накрывали стол. После застолья разводили хну, а подруги невесты пели обрядовую песню.Хной невесте окрашивали кончики пальцев (обычно рук, но кое-где и ног) и волосы – это действо схоже со свадебной традицией Азербайджана. В канун свадьбы в доме невесты был прощальный вечер, где были и представители жениха, но без него. В комнате для приданого им могли поинтересоваться гости. Прощание проходило с песнями и танцами до утра, а наутро подъезжала подвода за невестой и приданым от жениха.


Крымско-татарская свадьба

Никях (сама свадьба) в некоторых районах происходил в доме невесты. После облачения в свадебный наряд невеста прощалась с матерью, а та её благословляла. Затем отец опоясывал дочь серебряным поясом. После этого укрытую марамой невесту усаживали в празднично украшенный фаэтон, где сидел маленький мальчик, держащий в руках Коран. Фаэтон сопровождали подводы с приданым и близкими родственниками, вся процессия направлялась в дом жениха, где и происходил «той» - свадебный обряд.

Раньше он растягивался на неделю, а потом сократился до 3 дней.

Возвещали о предстоящей свадьбе всадники, которым мать жениха перебрасывала через плечо полотенце.
Все ожидали прибытия невесты. У ворот дома жениха свадебный поезд встречали маршем музыканты.  Невесту в дом жениха вводили близкие родственники, а его родители встречали её у дверей. Мать жениха посыпала девушку монетами, сладостями, пшеницей. Мальчик, вёзший Коран, получал за него большой подарок. Невесту отводили в комнату, где свершался никях, если он уже не был совершён в доме невесты. После этого начиналась собственно свадьба. Гостей на столах ждали:

  • сарма;
  • чебуреки;
  • шашлыки;
  • долма;
  • отварное мясо;
  • печенье курабье и т. д.

Мать жениха направлялась в комнату невесты, старшая из сопровождающих последней приоткрывала для неё покрывало, а свекровь клала в рот невестке какую-нибудь сладость. Выпив кофе, она уходила, а затем присылала в эту комнату угощение.


«Головы жениха»

Когда невеста уже прибыла в дом жениха, его приближённые, называемые «головами жениха», начинали готовиться брить его (жених к тому моменту должен был вернуться от родственников). Бритьё символизировало прощание с жизнью холостяка и переход в иной социальный статус. С помощью друзей жених затем переодевался, после чего обходил родителей и всех присутствующих стариков и каждому целовал руки. Отец с матерью благословляли жениха, а отец водружал ему на голову шапку. Одновременно с этим в комнате для жениха и друзей накрывался стол.
Насытившись угощением, молодёжь выходила во двор с музыкантами, где исполняла песню: «Выходи, жених!», несколько раз её повторяя. Наконец, жених выходил и удалялся со свадьбы с друзьями на холостяцкую пирушку. Обычно развлекались они где-нибудь на природе, вдали от дома, устраивая различные соревнования.
Невесту после ужина отводили в комнату, где она совершала омовение и читала молитвы. Затем её переодевали в другое дорогое, красивое платье (подарок от жениха), а сверху набрасывали покрывало.

Случались курьёзы – пользуясь тем, что невеста была скрыта от всех покрывалом, родители невесты показывали младшую дочь, а на свадьбе подсаживали старшую. Но чтобы не нести убытков от затрат на свадьбу, «не ту невесту» родителям не возвращали.

Итак, невеста сидела за занавесом, ожидая жениха. Следовало застолье с песнями, танцами, разговорами, потом гости начинали расходиться. Жениха же подводили к невесте с песнями только около полуночи.
Наутро музыканты будили молодых. Те вставали, умывались, после чего жених присоединялся к молодёжи. А невесту окружали свахи, одевали её в ещё более дорогое платье, после чего давали сигнал, что она готова к появлению родителей мужа.

Автор: Яна Олеговна
С сайта https://www.rutvet.ru